КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
7-10 лет. В этом возрасте происходит постепенное укрепление организма. Мышцы еще слабые, скелет не закончил своего формирования. Сердце быстро устает и не справляется с большими и длительными нагрузками. Но восстановление происходит быстро, так как большая частота сердечных сокращений и широкое кровеносное русло облегчают хорошее кровоснабжение тканей. Состояние центральной нервной системы обеспечивает достаточно высокую координацию движений и функциональную деятельность внутренних органов.
В возрасте 7-10 лет дети отличаются сильным желанием двигаться. Вначале движения детей неэкономичны, но постепенно они приобретают необходимую гармоничность. Среди особенностей высшей нервной деятельности следует отметить повышенную возбудимость и быструю истощаемость силы нервных процессов. Дети еще не могут сосредоточиться на стереотипном изучении отдельных технических приемов, и поэтому " наиболее пригодными методами обучения являются комплексный и игровой- обучение через игру.
10-12 лет. Для детей этого возраста характерно дальнейшее совершенствование функциональной деятельности организма. Интенсивное развитие процессов внутреннего торможения приводит к установлению равновесия нервных процессов в центральной нервной системе. Одновременно протекают значительные изменения в опорно-двигательном аппарате: усиливается осификация костей, растут и качественно изменяются мышцы. Все это приводит к появлению высокого совершенства двигательной координации. Поэтому в возрасте 10-12 лет детей уже можно обучать элементам игры. Однако дети еще не могут долго сосредоточивать внимание, и поэтому нужно чаще менять задания, шире применять соревновательную форму, проводить обучение по преимуществу целостным методом. С большой долей показа и подводящих упражнений. Специально развивать силу и выносливость у детей 10-12 лет нельзя. Большое значение в этом периоде имеет применение корригирующих упражнений, так как под влиянием тренировки у юных спортсменов может образоваться кифоз. В целях предупреждения одностороннего развития конечностей в занятиях с детьми следует широко использовать упражнения для развития слабейшей руки (ноги).
12-15 лет. В отличие от предшествующего этот период развития детей характеризуется некоторой функциональной неустойчивостью и сравнительно легкой ранимостью организма. Это объясняется тем, что дети в возрасте 12-15 лет переживают этап сложных внутренних перестроек, связанных с. переходом от детства к юности. Внешне эти преобразования проявляются в резком ускорении роста тела в длину, в некоторой дискоординации движений, довольно быстрой утомляемости, неуравновешенности и появлении новых черт в характере.
В возрасте 12-15 лет у детей заканчивается функциональное созревание мышц и начинается процесс бурного развития мышечной силы. В центральной нервной системе ослабляются процессы иррадиации, и усиливается способность к дифференцировке. Наблюдается начало автоматизации двигательных навыков, что имеет важное значение для последующего изучения сложных тактических действий, так как играющие освобождаются от обдумывания выполняемых приемов и переключаются на решение тактических задач.
Согласованность двигательных и вегетативных функций у детей 12-15 лет еще не достигает своего совершенства. Поэтому упражнения на развитие выносливости и статические упражнения на развитие силы подросткам противопоказаны. Зато их организм готов к высоким результатам в упражнениях скоростного характера.
Поведение подростков все в большей мере определяется деятельностью второй сигнальной системы. На смену чисто эмоциональным стимулам в обучении приходит сознательное волевое усилие. Простое копирование уступает место продуманному усвоению.
С точки зрения спортивной подготовки, возраст 12-15 лет является решающим. Именно в нем у детей происходит наибольший прирост быстроты, силы и ловкости. Специальное развитие этих качеств должно стать основным содержанием учебно-тренировочной работы.
http://sportom.ru/content/view/20/24/22/